Учитель-логопед Молокова Е.П

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида Красногвардейского района

   Санкт-Петербурга  

                                       

Отправить обращение в электронную приемную

 

 

Молокова Е.П

 

 

«Консультация для родителей»

  На начальных этапах обучения грамоте ребенок знакомится со зрительным образом звука - буквой. Очень часто это понятие для него абстрактно. Буква - комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полуокружностей.  Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослыми:

- Научить ребенка узнавать и правильно называть буквы как комбинации разных элементов.

- Научит ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками

 

 

Наступает время, когда ваш ребенок знает некоторое количество букв. А может быть, малыш изучил уже все буквы. Попробуйте научить его читать слоги. Для многих детей момент понимания того, как читается слог, становится началом быстрого и успешного освоения навыков чтения.

В процессе обучения чтению наиболее трудным для понимания является способ прочтения так называемого слога-слияния, состоящего из согласной и последующей гласной буквы. Это связано с тем, что одна и та же согласная буква в разных слогах может обозначать разные звуки - твердый или мягкий. Если после согласной буквы стоит гласная А/О/У/Э/Ы, то согласный звук произносится, как твердый. Например, в слогах НА/НО/НУ/НЭ/НЫ. Если после согласной буквы стоит гласная И/Е/Ё/Я/Ю, то согласный звук произносится, как мягкий. Например, в слогах НИ/НЕ/НЁ/НЯ/НЮ. В последнем случае буквы Е/Ё/Я/Ю читаются как Э/О/А/У соответственно.

Безусловно, все эти тонкости русского языка трудно объяснить малышу, да и в этом нет необходимости. Поиграйте в слоги, не делите при этом слоги-слияния на буквы, а называйте их целиком. Попробуйте заучить вместе с ребенком 15-30 слогов (разумеется, не за одно занятие). Через несколько занятий с этими слогами малыш без всяких дополнительных объяснений поймет принцип чтения слогов-слияний и сможет по аналогии читать и другие слоги.


Поскольку слоги с гласными Е, Ё, Я, Ю являются наиболее трудными для чтения, начинайте занятия со слогов, включающих в себя гласные буквы А, О, У, И, Ы, Э. В первое время старайтесь выбирать для игр слоги с одной и той же гласной буквой: БА, ВА, КА, НА, ПА и т. д. После усвоения ребенком этой группы слогов переходите к слогам с другой гласной, например с буквой О: БО, ВО, КО, НО, ПО и т. д.

Стремитесь к тому, чтобы ребенок в процессе игры называл слоги сразу, а не по буквам. Наберитесь терпения: пусть ребенок в начале обучения сколь угодно долго вспоминает название слога или "тянет" первую букву слога, пока не сообразит, как назвать следующую. Лишь бы он не делал остановки между буквами, а прочел слог слитно. Если возникают трудности при узнавании или прочтении слога, помогайте ребенку одним из предложенных ниже способов. Предложите ребенку варианты правильного ответа на выбор - спросите: "Это БО или ЛО?", "ЛО? ПО? КО?". Возможно, ребенок не узнал или забыл одну из букв слога, в этом случае сами назовите буквы, но не используйте при этом слово "и". Правильнее спросить: "Н, О - что получится?" Не рекомендуется спрашивать: "Н и О - что получится?" - это разобьет единство букв и помешает ребенку правильно сложить слог.

Активные и регулярные занятия со слогами-слияниями будут способствовать скорейшему их запоминанию и более легкому переходу к чтению слов.



Пение со слогами

Цель: запоминать слоги, развивать чувство ритма.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: карточки со слогами.

Как играть?

Для того чтобы ребенок быстрее запомнил слоги, предложите ему петь эти слоги на мелодию любой выбранной им детской песенки ("Чижик-пыжик", "Жили у бабуси два веселых гуся", песни из детских мультфильмов - "Вместе весело шагать", "Голубой вагон", "Пусть бегут неуклюже:", "Я на солнышке лежу:"; старые песни - "Катюша", "Подмосковные вечера" и другие). Сначала вместо всех слогов в песне поется слог "ля". Затем поочереди поются изучаемые вами в данный период времени слоги.

Пение слогов облегчает их запоминание и развивает чувство ритма, крайне важное для формирования правильной речи.



Окошечки

Цель: учиться читать слоги, развивать скорость чтения.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: 2 листа белого или цветного картона, альбом для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, клей.

Как играть?

Изготовление этой развивающей игры - непростое занятие. Но играть с "окошечками" нравится всем дошкольникам, и вы не пожалеете, что потратили время на изготовление этого пособия.

Сделайте разметку на одном листе картона: положите лист горизонтально, разделите его на 2 равные части вертикальной линией, в каждой половинке на одинаковом уровне наметьте окошки, соблюдая одинаковый отступ от краев и от линии середины. С помощью ножниц вырежьте окошки. С обратной стороны приклейте заглушку из второго листа картона. Клей наносите только по линии середины, по правому и левому краю.

Раскройте альбом посередине, разожмите скрепки и вытащите двойной лист бумаги. Разрежьте его пополам вдоль так, чтобы получились две одинаковые полоски. Каждую полоску разметьте по всей длине: отчертите прямоугольники шириной, соответствующей высоте окошка в детали, выполненной из картона ранее. На одной полоске напишите гласные буквы А, О, У, Ы, И, Е, Ё, Я, Ю, Э (по одной букве в каждом прямоугольнике). На второй полоске напишите согласные буквы М, П, Н, К, С, В, Т, Б, Д, Г, 3, Ф (так же по одной букве в каждом прямоугольнике).

Вставьте полоски в картонную рамку: полоску с гласными буквами справа, полоску с согласными буквами слева.





Теперь установите в левом окошке любую согласную букву, а правую полоску передвигайте так, чтобы в правом окошке по очереди появлялись гласные буквы. Пусть ребенок читает образовавшиеся слоги. Например: МА - МО - МУ - МЫ - МИ - ME - МЁ - МЯ - МЮ - МЭ. Передвиньте полоску слева, чтобы появилась новая согласная буква, опять передвигайте правую полоску, предлагая ребенку читать новые слоги.

В следующий раз оставляйте неизменной выбранную вами гласную букву, а изменяйте согласную, передвигая левую полоску в окошечках. Просите ребенка читать образовавшиеся слоги. Например: МА - ПА - НА - ВА - ТА - БА - КА - СА - ГА и т. д.

Можете поменять полоски местами, в таком варианте ребенок будет читать цепочки так называемых обратных слогов, где первая буква гласная, а вторая согласная. Например: АП - AM - АН - АВ - AT - АС - АФ - АД, АК - ОК - УК - ЫК - ИК - ЕК - ЁК - ЮК - ЯК - ЭК.

Предложите ребенку самостоятельно двигать полоски. Просите составлять какой-либо слог по вашему заданию или желанию малыша. Организуйте "Школу для игрушек", где учитель - ваш ребенок - будет показывать своим игрушкам разные слоги с помощью этого пособия.

Вариант:

Когда ребенок освоит чтение слогов, состоящих из двух букв, сделайте подобные "окошечки" на 3 или 4 буквы.


Просите ребенка выполнять задание аккуратно, раскрашивать в разных направлениях, не заходить за контуры деталей и не оставлять незакрашенные участки.


Две половинки

Цель: запоминать слоги, учиться составлять слоги из половинок.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: белый картон, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

На карточках из картона напишите слоги, с которыми вы уже познакомили ребенка. Каждую карточку разделите с помощью простого карандаша и линейки на две равные половины - верхнюю и нижнюю. Разрежьте карточки.




Предложите ребенку составить разрезные слоги и прочитать их. Пусть ребенок, подставляя разные половинки друг к другу, выберет правильный вариант целого слога и прочитает его.

Для одной игры нужно предлагать к составлению не более 10 слогов.

Если ребенок затрудняется в поиске, оставьте для выбора только нижние половинки слогов, а верхние выдавайте по одной. В следующий раз выдавайте нижние половинки, а все верхние разложите перед ребенком для выбора.

Обратите внимание! Для организации игры лучше писать слоги одним и тем же цветом, иначе цвет станет подсказкой при выполнении задания. С другой
стороны, вы можете писать одним и тем же цветом 3-4 слога, тогда ребенку будет проше выполнять задание, выбирая нужную половинку только из тех, что написаны аналогичным цветом. Выбирайте тот или иной способ использования цвета в зависимости от возможностей вашего ребенка.

Вариант:

Разрежьте слоги не по горизонтали, а по диагонали.

Не используйте для игры карточки, разрезанные по вертикали, т. к. в этом случае слог будет разделен на отдельные буквы.

 

 

Рекомендации на январь по обучению дошкольника основам грамоты.

1. Надо ли обучать дошкольника грамоте?

Поговорим о необходимости обучения дошкольников грамоте. Распространено мнение: «Если научить ребенка читать до школы, то ему будет неинтересно учиться».

По мнению современных педагогов, психологов и физиологов, это не так.

Чтение является очень сложным психофизиологическим процессом. Для того, чтобы в достаточной степени овладеть навыком чтения, букварного периода (который по некоторым школьным программам длится всего 2 - 3месяца!) явно не хватит. А ведь навык чтения и понимания прочитанного является основой успешного обучения ребенка в школе с первого класса.

С первых дней пребывания в школе читающий ребенок окажется успешнее своего сверстника, не умеющего читать. Зачастую у учителя небывает возможности уделять достаточно внимания ребенку, находящемуся на начальном этапе обучения грамоте, а дома необходимо выполнять домашнее задание, общее для всего класса. В такой ситуации получается, что выделить время для совершенствования навыка чтения очень трудно, и с трудом читающий ребенок попадаетв ситуацию стресса.

Теперь о том,кому в школе интересно учиться.Ребенок, поступив в школу, попадает в новые для себя условия. Физиологически созревшему, готовому к школе ребенку интересно все: он овладевает новыми правилами поведения,строит взаимоотношения с учителем и одноклассниками, начинает писать и совершенствует навыки письма и чтения, учится учиться! Эта деятельность для начинающего школьника очень важна и требует от него много усилий! О какой скуке может идти речь? Неинтересно в школе может быть ребенку, не готовому к школьному обучению.

2. Когда ребенок готов к обучению грамоте?

Когда лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте?

Это зависит не только от возраста ребенка, но и от его индивидуальных особенностей.У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты,должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребенок любит общаться со взрослым, часто задает вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребенка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни, больше читайте. Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребенка со взрослым.

Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребенка должна быть развита соответственно возрастной норме.

Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечеткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы.

Возраст 5 - 7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит,что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

 

Рекомендации на февраль по развитию внимания дошкольников.

 

    Внимание – сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы или явления окружающего мира, так и действия, мысли и переживания самой личности.

  От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребенка в школе.

Выделяют три основных вида внимания:  непроизвольное,  произвольное  и послепроизвольное.

 Ребенок дошкольного возраста не может долго сосредотачиваться на какой-то одной деятельности: он быстро отвлекается, устает, начинает плакать. Почему так происходит? Все дело в том, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Ребенок пока еще слабо управляет своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений (залаяла собака на улице, завыла сирена – все это может послужить мощным отвлекающим фактором, ребенок прерывает свои занятия, а потом долго не может к ним вернуться.)   Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание.

  Произвольное внимание формируется у ребенка постепенно с 5-6 лет. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь.

    Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием силы воли и ответственности: ребенок старается тщательно выполнить как интересное,  так и неинтересное для него задание. Основы ответственного отношения ребенка к делу закладываются прежде всего в семье, поэтому развитие произвольного внимания зависит и от того, какое отношение к делу воспитывается в семье ребенка.

   Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития таких его качеств, как объем, концентрация,  распределение  и переключение, устойчивость. Поэтому очень важно  давать ребенку упражнения именно на развитие этих свойств внимания.

 Развитие внимания, несомненно, требует больших волевых усилий как от педагога, так и от ребенка. Маленькие дети часто отвлекаются и не могут долгое время заниматься каким-то одним видом деятельности. Для того, чтобы привлечь ребенка, вызвать его интерес, рекомендуется применять различные игры и игровые упражнения. Игра – это наиболее доступный способ переработки полученных впечатлений. К игре, детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, выявить особенности его характера. Каждая игра несет в себе возможности для развития определенных психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, воображения.

 

Приемы развития внимания у детей

1. Учите слышать и понимать с первого раза предъявляемые им требования и инструкции (применять прием «повторения, проговаривания» : выслушал задание (просьбу, повтори. Все понятно?  (для активизации понимания и принятия задания)

2. Найди отличия (дается две картинки с похожим изображением одного и того же предмета, но на одной есть много отличий)

3. Найди такой же (подобрать пару одинаковых предметов из множества других)

4. Игра «Найди по контуру»

5. Лабиринты

 

6. Игры «Что изменилось», «Чего не стало».

 На стол выкладывается несколько игрушек картинок), после просмотра, ребенок закрывает глаза, одна игрушка убирается или меняется местоположение, ребенку предлагается ответить, что изменилось или чего не стало.

7. Игра «Пожалуйста»

Ребенок выполняет команду взрослого, только если услышит слово «пожалуйста»

Взрослый:Встань, пожалуйста; попрыгай; подними руки, пожалуйста, и т.д.

8.  Игры с мячом: Съедобное – несъедобное (летает не летает, живое не живое.)

9. Да и нет не говорите, черный с белым не носите (взрослый задает ребенку разные вопросы, отвечая, ребенок не должен называть запрещенные цвета и говорить «да и нет», например «Ты человек? » предполагаемые ответы «Человек, конечно»)

10. Графический диктант (под диктовку взрослого ребенок рисует узор в тетради по клеточкам: 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз… Узор должен быть заранее продуманным взрослым)

11. Перерисуй узор, рисунок (ребенок должен перерисовать предложенный рисунок точно по клеткам)

12. Вычеркни все… (ребенку дается статья из газеты, журнала и предлагается вычеркнуть: например все буквы А; со временем задание можно усложнить: букву А зачеркнуть крестиком, букву Б обвести в кружок; потом это можно делать на время)

13.  Игра «Деревья, растения, насекомые»

Дети садятся в круг. Взрослый объясняет правила игры: «Если я  скажу слово «ДЕРЕВО», все должны поднять руки вверх, если слово «РАСТЕНИЕ» - опустить руки вниз, если слово «НАСЕКОМОЕ – раскинуть руки в стороны и взмахнуть, как бабочка машет крыльями. Тот, кто ошибается – выбывает из игры.

14. Игра «ДВА СЛОВА»

 Взрослый произносит два несогласованных между собой слова, например: «КОШКА, ОКНО» - и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и придумывает из этих слов фразу, например: «КОШКА СИДИТ НА ОКНЕ». Мяч возвращается к ведущему, и ситуация повторяется – взрослый произносит слова, а ребенок – фразу.

Варианты слов:

КАРАНДАШ, СТОЛ                                                ЛОШАДЬ, ТЕЛЕГА

ДЕДУШКА, МАГАЗИН                                          САМОЛЕТ, ЛЕТЕТЬ

КАСТРЮЛЯ, ПОВАР    и т.д.

15. Перед ребенком лежат пять – шесть мелких предметов. По просьбе взрослого он берет только те из них, которые взрослый назовет, и в точно такой же последовательности, например: «Возьми машинку, бусину, звездочку и цветок». Игрушки ставятся в ряд по порядку. Количество предметов постепенно увеличивается.

16. «Забавные стихи», «Небылицы»

Внимательно послушай забавные стихотворения – небылицы  и скажи, что в них не так.

Рыбы плещутся в песке,

Муравьи живут в реке.

А на пальме бегемот

Ест бананы круглый год.

Гриву лев коню отдал,

А себе подковы взял.

Потерял свой острый рог

Одногорбый носорог.

Посмотри на небеса

И увидишь чудеса:

Черепашки там летят,

Свысока на нас глядят.

 

Речь формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, внимание является составляющей всех психических функций, именно внимание является компонентом любого другого психического процесса, в том числе и речи. Развивая внимание, мы тем самым развиваем и речь ребенка.

 

 

  Консультация для родителей на март "Готовность к школе"

                                  

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Важно соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

Большое значение имеет речевая готовность к школе:

- сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;

- сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных;

- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью;

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с тем, что родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений.

Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения)

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но если речь идёт о ребёнке не достигшем семи лет, то констатируемая неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.

 

   Консультация для родителей на апрель . 

Вот несколько советов, которые позволят сделать занятия эффективными.

 

1. Занимайтесь регулярно и в определенное время.

Регулярность занятий – это залог успеха. Ребёнок должен знать, что пришло время заниматься, значит, пора отложить игрушки и другие любимые развлечения. . Нет ничего необычного в том, что поначалу ребёнок будет проявлять недовольство и капризничать. Ему необходимо время, чтобы привыкнуть, адаптироваться к новым требованиям. Нужно помнить, что пропуск занятий приводит к тому, что у ребёнка формируется представление о том, что занятия – дело необязательное, и если проявить настойчивость, то родители обязательно пойдут на уступки.

2. Ограничьте время пользования компьютером и просмотр телепередач. Компьютер и телевизор являются мощнейшими стимулами, которые способны надолго занять внимание и разум ребёнка. По сравнению с ними другие, более полезные стимулы блёкнут и перестают вызывать интерес.  Многолетняя практика показывает, что в семьях, где вообще отсутствует телевизор или где он включается на непродолжительное время, дети демонстрируют стойкий познавательный интерес, более высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Следует ограничить просмотр телевизора пятнадцатью минутами в день. Этого времени вполне хватит, чтобы посмотреть мультфильм или получить удовольствие от детской передачи.

3. Организуйте рабочее место для занятий. Наличие организованного рабочего места – обязательное условие для проведения занятий. У ребенка должен быть рабочий стол, за которым ему удобно сидеть. Это вовсе не означает, что все время, пока идёт занятие, ребёнок должен проводить, сидя за столом. Часть заданий можно выполнить на ковре, часть времени можно отдать играм с перемещением в пространстве или использовать речь с движением. Но работа за столом является очень важной, так как она дисциплинирует, приучает сидеть, улучшает концентрацию внимания, формирует волю. Работая с ребёнком, не стоит забывать, что на столе должны лежать только те пособия и принадлежности, которые необходимы в настоящий момент для выполнения того или иного задания. После того, как задание выполнено, материал убирается. Наличие посторонних предметов отвлекает ребёнка. 

4. Постепенно увеличивайте время занятий. Если ребёнку трудно выдержать занятие целиком, то длительность работы на начальных этапах нужно сократить, и только затем постепенно увеличивать время занятия. При этом необходимо соблюдать баланс времени, отведённого на работу за столом и на деятельность с выходом из-за стола.  Следует помнить, что выполнение аппликаций, рисование или лепка формируют усидчивость, позволяют удержать ребёнка за столом на достаточно продолжительное время и способствуют концентрации его внимания, а значит, эти виды работ обязательно необходимо включать в структуру занятия на ранних этапах коррекции.

5. Сделайте занятия интересными. Часто родители забывают, что интерес ребёнка напрямую связан с содержанием занятия. Если работа дома превращается в рутинное выполнение заданий или упражнений, направленных на тренировку тех или иных навыков, то вряд ли они вызовут

интерес. На занятиях ребенок должен удивляться, открывать для себя что-то новое, играть, взаимодействовать с героями игры, сам исполнять ту или иную роль. . Иногда ребенку трудно осуществить перенос свойств реальных предметов на игрушечные образцы или муляжи. Игрушечные помидоры не вызывают интереса, а что делать с пластмассовой тыквой, не очень ясно. Так почему бы не угостить мишку или куклу настоящими овощами, фруктами, печеньем, сушкой или конфетой? Дети с радостью включаются в игру, демонстрируя речевую активность и разделяя с героем трапезу.

6. Используйте поощрения. Поощрения – очень важная часть в работе с детьми. Небольшая награда за старание, хороший результат, усидчивость мотивирует ребёнка. На начальных этапах важно определить, какое поощрение является для ребёнка значимым. Для многих детей значимой является похвала, наклейка, “пятёрка” или иной эквивалент оценки (например, “смайлик”). Однако детей младшего возраста или детей с тяжёлыми нарушениями больше мотивирует получение любимого лакомства или игрушки (например, воздушного шарика).

 

7. Помогайте ребенку и чаще хвалите его. Когда что-то не получается, желание продолжать работу отпадает. Зачастую дети с тяжёлыми нарушениями поначалу не любят заниматься, так как обучение на первом этапе дается тяжело. А никому не нравится преодолевать трудности, хочется, чтобы всё получалось сразу. В это время сложно всем - ребенку, родителю, педагогу. Иногда бывают и слёзы, и валяние на полу. Главное для родителя на этом этапе - не сдаваться и проявлять выдержку. Если ребенок видит, что его хитрости не приносят результата, мама никуда не уходит и занятие продолжается, то ему приходится менять своё поведение. Если родители сдаются и фактически прекращают регулярно работать дома, надеясь, что проблему решит логопед, то у ребёнка формируется соответствующий поведенческий стереотип, основанный на манипуляции: чтобы от меня все отстали, я буду плакать, убегать, лежать на полу. В такой ситуации о положительной динамике не может идти речи. На ранних этапах работы некоторым детям требуется очень существенная помощь. Иногда ребёнок отказывается выполнять задание, не понимая смысл инструкции или не проявляя интереса, сбрасывает пособия со стола, мнёт картинки. Нужно дать понять, что работу следует довести до конца: вернуть пособия на место, выполнить действия с ними, направляя руку ребёнка и сопровождая процесс выполнения задания объяснениями, словами “неправильно”, “правильно”. После чего необходимо обязательно похвалить себя и ребёнка.

Похвала – очень важный момент в работе с ребёнком. Без неё не должно обходиться ни одно занятие. Даже если вам кажется, что хвалить ребёнка не за что, найдите повод положительно оценить его работу. Например, заслуживает поощрения любая попытка неговорящего ребёнка что-либо сказать, даже если это пока не очень получается, или желание работать совместно со взрослым, проявление старания, несмотря на то, что результаты работы пока оставляют желать лучшего.

8. Не проявляйте излишнюю требовательность и настойчивость. Зачастую распространённой ошибкой при работе родителей с детьми является то, что родитель проявляет излишнюю требовательность, пытаясь добиться результата, соответствующего своим ожиданиям. Однако возможности ребёнка в настоящий момент могут им не соответствовать. Например, некоторые родители настойчиво требуют от неговорящего или только начинающего говорить ребёнка повторять за ними слова, словосочетания, фразы. Ничего, кроме реакции негативизма, у ребёнка это не вызывает. В итоге ребёнок замолкает и отказывается заниматься. Активное повторение можно вызвать в процессе сюжетно-ролевой игры, игр с предметами, выполнения аппликаций или рисунков. Когда ребёнок сосредоточен на игре или творческой работе, фокус внимания смещается с речевых трудностей на интересную для него деятельность, поэтому подражание развивается более активно.   Соблюдение этих несложных правил позволит существенно повысить мотивацию, усидчивость, интерес к занятиям и, следовательно, результативность логопедической работы.

 

 

 

 

 

Летние каникулы

Уважаемые родители!

Вот и закончился учебный год! Наши дети за это время многому  научились, выросли, достигли огромных результатов в образовательном и речевом направлении.

Летние каникулы самое подходящее время  накопить положительные эмоции на весь следующий год. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию и скорость реакций, общую и мелкую моторику рук.

Все занятия желательно проводить в игровой форме.

Вот несколько рекомендаций для занятий-игр с детками.

 

1. Играйте с детьми в речевые игры

 

·       Скажи наоборот (большой маленький)

·       Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)

Птицы и животные (дикие и домашние), их детеныши (мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК)

·        Один – много (шар шары, дом – дома)

·        Скажи ласково (птица птичка, ковер коврик)

·        Словообразование (напр.: стол из дерева какой? деревянный)

·        Играем, развивая фонематические процессы:

·       Повтори за мной слоговые дорожки: па – ба – па, та – да - та и т.    

 

2.       Развивайте мелкую моторику ребенка, поощряйте рисование, подкидывайте постоянно раскраски и обводки.

3.       Закрепляйте материалы лексических тем. 2-3 раза в неделю или чаще беседуйте с ребенком о диких и домашних животных, цветах, человеке, насекомых, профессиях, мебели, посуде, овощах, фруктах, грибах, ягодах.

4  Занимайтесь спортом вместе с ребенком, это улучшит его и ваше здоровье, позволит развить координацию, ловкость и  силу.

Зарядитесь теплом и солнцем, отдохните как следует, чтобы в следующем учебном году начать заниматься с новой силой и энергией!

Логопедическая, или артикуляционная, гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба.

Проводить следует по 3-5 минут в день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за 1 раз. Каждое упражнение выполняется по 5раз.

 

Логопедические упражнения в стихах

 

Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно.

 

 Как часы, заладим в такт:

-   Тик-так! Тик-так! Разговариваем так:

-   Тик-так! Тик-так!

Мы не просто так болтаем, А секундочки считаем, Отставать нельзя никак:

Тик-так! Тик-так

 

 

1) “котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;

2) "вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону;

 

Налью в чашечку котенку /упражнение 1

Молочко, молочко.

Он начнет лакать в сторонке Молочко язычком.

А когда закончит ужин Наш усатый чудак,

Зная, что быть чистым нужно, Умывается так:

Он оближет свои губки, /упражнение 2

А потом – еще раз,

Чисто вымоет шубку /упражнение 1

Упражнение “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

 

Наливаю медвежонку

В эту чашечку — сгущенку, В эту чашечку — варенье, В эту — положу печенье,

 

В эту — в сахаре орешки. Ешь, мой милый сладкоежка!

 

 Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

 

Еле маленький грибок Через мох пробиться смог. Целый день он подрастал, К вечеру огромным стал.

Упражнения:

1) “белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;

2) “чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;

 

Как-то раз решил свой домик Привести в порядок гномик:

Краску, кисточку нашел –

Потолок белить пошел.

 

Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1

 

Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах

-   Влево-вправо! – моет стенку:

Вправо-влево! – вновь и снова. Дом сияет, словно новый!

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Также важно различать и анализировать звуки. Это умение

называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому учить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

 

Развитие фонематического слуха. С чего начинать?

Неречевой слух

1.     Чудо - звуки. Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.

2.     Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 5-6.

Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

1.        Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

2.        Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

3.        Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.

Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

 

Первый участник тихо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное слово на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

 

Если ваш отпуск проходит в городе – больше гуляйте в парках, покажите ребёнку фонтаны, памятники, площади, посетите музеи, выставки.

 

-Читайте ребёнку книги. Если он читает сам – пусть ещё и пересказывает /небольшие рассказы, сказки/.

 

А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.

 

И самый настоятельный совет :

 

Ваши дети посещают логопедическую группу. Возможно, у них остались проблемы со звукопроизношением. Старайтесь закрепить нужный звук в речи!!! Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук. Обязательно поправляйте ребёнка, когда он говорит неправильно. Чтобы не получилось, что работу над дефектным звуком надо начинать с нуля. Хорошего теплого лета!

Дата последнего обновления страницы 18.08.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения